Я стояла на задней площадке полупустого автобуса. Вдруг раздался визг тормозов, машину качнуло, и резкий толчок сбил меня с ног. Упала, к счастью, аккурат на мягкое сиденье. Увы, не для всех внезапное торможение автобуса закончилось безболезненно: одна из моих попутчиц оказалась на полу и, чуть не плача от боли, потирала ушибленную руку…

Подобные происшествия то и дело случаются в общественном транспорте. И в 90 процентах случаев причина травм пассажиров — экстренное торможение автобусов, троллейбусов, трамваев. За прошлый год в Минске случилось 56 ДТП с падением пассажиров, как выражаются специалисты. Различные травмы получили 57 человек. В этом году таких происшествий уже больше 10. На самом деле пострадавших значительно больше. Просто, как правило, и водители, и пассажиры "по мелочам" ГАИ не вызывают: лужи крови нет — ну и ладно…

— Это неправильный подход как со стороны пассажиров, так и со стороны водителей, — говорит Юрий Краснов, инспектор отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома. — Очень часто травма, полученная в автобусе или троллейбусе, продолжает болезненно напоминать о себе несколько дней. Потерпевший идет в поликлинику и жалуется на боль после падения в транспорте. Медики передают информацию в ГАИ, где потом и проводится разбирательство. Вот так ДТП фиксируется постфактум. Если выясняется, что, зная о том, что в салоне кто-то упал и ударился, водитель не отреагировал должным образом, он будет наказан.

В случае падения пассажира водитель обязан остановиться, всех высадить и вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ, если требуется — "скорую".

— Ничего подобного, внезапно затормозив, водитель 34-й маршрутки не сделал и даже не извинился, — рассказала Надежда, у которой после удара о переднее сиденье появился синяк в пол-лица. — Хотя прекрасно видел, что после его резкого торможения четверо пассажиров кубарем полетели на пол. На ближайшей остановке почти все, не желая больше рисковать жизнью, покинули маршрутку.

У пассажира в данном случае никаких обязательств нет, но есть права, о которых, кстати, многие, как и пострадавшие минчане из 34-й маршрутки, ничего не знают. В частности, есть возможность получить денежную компенсацию: упал, ударился — получи страховку даже в том случае, если это всего лишь синяк. Ведь пока ты пассажир, то есть находишься в транспортном средстве, выходишь или заходишь в него, перевозчик отвечает за твое здоровье. И с введением обязательного страхования ответственности перевозчика две государственные страховые компании — "Белгосстрах" и "Белэксимгарант" — в случае ДТП компенсируют причиненный здоровью и жизни вред.

"Зайцы" тоже пассажиры

Чтобы получить от страховщиков положенную по закону компенсацию, мало прийти в страховую компанию и сказать, что я, мол, вчера упал в автобусе и ушиб колено. Надо доказать, что с вами в транспорте случилась неприятность. Для этого на месте ДТП или по прибытии на диспетчерскую станцию должен быть составлен акт о причинении вреда (его составляет представитель транспортной компании, но не водитель). В нем указывают, кто, когда, где и при каких обстоятельствах пострадал. Этот документ, в принципе, можно составить и спустя несколько дней в транспортной компании. А вот взять справку у врача, где фиксируются повреждения, лучше в тот же день или через день, если все обошлось без лечения в стационаре. В противном случае будет сложно установить причинно-следственные связи между ДТП и ушибами, синяками. И еще один необходимый документ — заключение судмедэкспертизы о причине травм, то есть действительно ли такой ущерб здоровью мог быть получен в результате ДТП. Также судмедэксперт оценивает и степень тяжести полученного ранения. От этого впоследствии будет зависеть размер выплаты.

— Предъявлять проездной талон для получения страховой выплаты сегодня необязательно, — рассказал мне Владимир Грачев, ведущий специалист управления медицинского страхования Белгосстраха, — так как, выдав гражданину акт о причинении вреда, владелец транспортного средства уже признал потерпевшего своим пассажиром, получившим повреждения.

Максимальная денежная сумма, которая полагается пострадавшему, эквивалентна 3.000 евро. Впрочем, если страховое возмещение не покрывает всех затрат, потерпевший вправе взыскивать дополнительную сумму через суд. Бывали случаи, когда в результате смертельного исхода потерпевшая сторона, подав иск в суд, получала компенсацию в несколько десятков тысяч евро. К счастью, трагедии с летальным исходом в транспорте случаются нечасто.

Большая часть претензий идет в адрес коммунального унитарного предприятия "Минсктранс" — крупнейшей транспортной организации, на балансе которой почти все городские автобусы, троллейбусы, трамваи и 160 маршрутных такси. Находятся оригиналы, которые обращаются в "Минсктранс" для составления акта о причинении вреда спустя многие месяцы после неприятного инцидента. "Две недели назад, к примеру, обратился пассажир, который якобы ушибся в автобусе два года назад, — припоминает Юрий Горновский, начальник юридической службы "Минсктранса", — при этом 43-летний пассажир не помнил ни номера маршрута, ни обстоятельств падения. Жаловался, что замучили боли, а потом невзначай обмолвился, что такие акты можно составлять регулярно".

Только это — сомнительный способ "подзаработать". Подобная бумага не вызовет доверия. К тому же ее предъявитель вряд ли сможет обзавестись соответствующим медицинским документом, а значит, и шансы получить страховку практически равны нулю. Приплюсуйте сюда вероятность ответственности за страховое мошенничество — и станет понятно, что водить страховщиков за нос не только невыгодно, но и опасно.

В 2006 году Белгосстрах произвел 334 выплаты по договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами на общую сумму около 1 млрд. рублей. 18 процентов от этой суммы - выплаты за менее тяжкие и тяжкие телесные повреждения. Остальные — выплаты по легким телесным повреждениям: ушибы, гематомы, ранения, ссадины, растяжения связок суставов, вывихи и др.

Вам не заплатят

За порванную, к примеру, в дверях транспорта одежду или сумочку.

Вам заплатят

3.000 евро — смерть или тяжкие телесные повреждения, например перелом позвоночника.

1.800 евро — менее тяжкие телесные повреждения, например перелом руки или ноги.

600 евро — легкие телесные повреждения, ушиб конечности или ее вывих.

Кстати

По информации ГАИ, к экстренному торможению большинство водителей автобусов, троллейбусов и трамваев прибегают, когда перед машиной внезапно выскакивает легковушка. Водители же маршрутных такси жмут на педаль тормоза значительно чаще, маневрируя в бурном дорожном потоке. И, увы, пассажиры редко делают замечания таким лихачам.